Деловой туризм: мир и Россия


Новость агентства: SOLBY
31 Июля 2013

Деловой туризм, или бизнес-туризм, сегодня — одна из основ успешного построения и укрепления деловых связей, роста интеллектуального потенциала и поиска новых возможностей для развития всех отраслей экономики и государственного сектора. Значение индустрии организации деловых поездок в такой крупной стране с многоотраслевой экономикой, как Россия, которая в 2012 году заняла 9 место по номинальному объему ВВП ($2,021 трлн.) сложно переоценить. Единой трактовки термина «деловой туризм» в российском правовом поле на данный момент не существует, в связи с чем специалисты пользуются рядом устоявшихся определений или собственными трактовками. Приведем наиболее распространенную в России формулировку. Деловой туризм (англ. business travel) – это вид туризма, совершаемый представителями компаний и организаций с деловыми (коммерческими) целями, либо организация корпоративных мероприятий. К этому виду туризма можно отнести поездки для проведения переговоров и заключения контрактов, участия в ярмарках и выставках, в съездах, научных конгрессах и конференциях, совещаниях и семинарах, корпоративные туры, налаживания и запуска производства. Туризм в традиционном понимании зародился в середине XIX века. Его развитие можно связать с развитием транспортной инфраструктуры, индустрии гостеприимства и появлением уже привычных для нас современных средств связи. Настоящим расцветом туристической деятельности принято считать 50-е года ХХ века. Очередной скачок отрасли напрямую связан с авиационной промышленностью: именно в это время появилась реактивная авиация, сократившая время путешествий. Это научно-техническое достижение открыло всем желающим двери для свободных путешествий по всему миру. В отличие от традиционного туризма деловые поездки (сейчас их нередко называют бизнес-туры) укоренились в историю значительно глубже. Обратившись к художественной литературе и учебникам истории, мы обнаружим произведения о путешествиях купцов и мореплавателей («Семь путешествий Синдбада-морехода» в книге «Тысяча и одна ночь», «Одиссея» Гомера, индийские и персидские рассказы «мирабилии»), достоверную информацию о знаменитых торговых путях (Путь из Варяг в Греки, Великий Шелковый Путь), подвигах первооткрывателей (Марко Поло, Фернан Магеллан, Афанасий Никитин, Васко да Гама, Христофор Колумб, Капитан Кук). И поскольку это не учебник истории, мы смогли привести лишь несколько из тысяч ярких примеров. Люди издревле отправлялись в дальние путешествия. Таких людей называли искателями приключений. Теперь же мы можем сказать, что они осуществляли важнейшие деловые поездки, открывая новые торговые маршруты, земли и континенты, способствуя росту товарооборота и производства по всему земному шару. Как о самостоятельный и коммерчески привлекательный вид туризма бизнес-туризм возник в Европе и США в 70-80-е гг. XX в., а уже в 90-е годы того же столетия эта отрасль переживала подлинный бум и, соответственно, получила впечатляющий размах. Сегодня деловой туризм уже сложно ассоциировать с приключениями путешественников разве что в тех случаях, когда поездки осуществляются по экзотическим маршрутам, имеют экстремальный уклон или проходят по захватывающему тематическому сценарию. Это характерно для такого вида поездок, как инсентив (англ. incentive), к которым мы вернемся чуть позже. В остальном же можно сказать, что деловой туризм — это путешествия, в которые людям приходится отправляться по работе. В полной мере содержание и форматы делового туризма отражает известная на туристическом рынке британская аббревиатура M.I.C.E. (произносится как «майс»). Изучавшие английский язык запоминают ее достаточно быстро, потому что она в точности повторяет английское слово mice, что в переводе означает «мыши». Смысл аббревиатуры сводится к разделению делового туризма на 4 сегмента по формату взаимодействия участников. MICE расшифровывается как: - Meetings (встречи) - Incentives (поощрительные и стимулирующие поездки) - Conferences (конференции) - Exhibitions (выставки). Если рассмотреть структуру рынка делового туризма, то можно выделить 4 столпа этой индустрии: - Заказчики (направляют сотрудников в деловые поездки) - Поставщики отдельных услуг (авиакомпании, гостиницы, страховые компании и др.) - Поставщики полного комплекса услуг (туроператоры в сфере деловых поездок) - MICE-компании (организаторы поездок и мероприятий) Мировой рынок делового туризма. Business Travel — зрелая и прибыльная сфера деятельности. По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel and Tourism Council, WTTC) за послекризисный 2010 год объём мирового рынка деловых поездок составит $819 млрд. WTTC прогнозирует, что к 2020 году эта цифра вырастет до $1,589 трлн. при ежегодном росте в 4,3%. С момента формирования индустрии деловых путешествий лидирующие позиции в этой отрасли занимала Западная Европа и Северная Америка во главе с Германией и США соответственно. Но с перераспределением капитала на мировой арене происходит пропорциональное смещение деловой активности и объемов бизнес-поездок. К примеру, первое место в мире по проведению MICE (деловые встречи, поощрительные туры, организация конференций и корпоративных мероприятий) занял Китай, принявший в 2011 году около 7,9 млн. гостей. На втором месте Франция (около 5 млн.), на третьем — Италия (около 3,5 млн.). В десятку лидирующих стран вошли также Германия, Испания, Турция, Малайзия, Гонконг и Великобритания. Если же анализировать объем расходов на MICE-активность, здесь пальму первенства по-прежнему удерживают США. По оценкам Euromonitor International, число командировок значительно вырастет к 2016 году. Предполагается, что за это время китайский майс-рынок вырастет на 7,1 млн. гостей, США — 3,6 млн., Турция и Саудовская Аравия — по 2 млн., Индия и Марокко — по 1,5 млн., Сингапур — 1,4 млн., Индонезия и ОАЭ — по 1,3 млн.. Российский рынок MICE до 2016 года может принять на 1,3 млн. гостей больше, чем в 2011 году. Деловой туризм многогранен и эластичен (все чаще заказчики прибегают к гибридным проектам, чтобы максимизировать эффект). Тем не менее, бизнес-поездки можно разделить на несколько категорий. Первая — корпоративные поездки (corporate travel), которые составляют более 73% общего объема деловых поездок. Это индивидуальные деловые поездки, участие в мероприятиях, проводимых корпорациями. К этой же группе относят инсентив-туры. Вторая – поездки, связанные с посещением различного вида съездов, которые составляют около 16% рынка. Это поездки, связанные с участием в конференциях, конгрессах, семинарах. Третья – поездки с целью посещения торгово-промышленных выставок, ярмарок и участия в их работе, на которые приходится 11% объема делового туризма. Сегодня большинство игроков рынка успешно осуществляет проекты различного объема и сложности (от бронирования авиабилетов и отелей для организации поездки нескольких сотрудников заказчика на выставку до сложнейших корпоративных конференций на сотни человек). В последние годы в сфере внимания туристических компаний - информационные технологии, позволяющие автоматизировать, оптимизировать и обеспечить более широкие возможности для контроля качества. В условиях неустойчивости мировой экономики и глобализации туристического рынка заказчики обращают и будут обращать все большее внимание на управление расходами, связанными с MICE-активностями. И хотя клиенты в большинстве случаев предпочитают перекладывать всю работу по организации деловых путешествий на внешние компании, нежели организовывать подобные отделы внутри компании, участники туристического рынка всегда помнят, что такое решение вызвано стремлением к экономии средств и времени. И вопрос снижения расходов крайне актуален, поскольку ежедневные расходы на деловую поездку в среднем в 3 раза превышают затраты обычного туриста, отправляющегося на отдых. Организация бизнес-туров заметно отличается от традиционного туризма. Для последнего характерны пакетные предложения, борьба за загрузку рейсов и отелей, горящие предложения. В большинстве случаев предложение готово и ждет своего клиента. Что касается делового туризма, можно однозначно сказать, что он требует больших вложений интеллектуального капитала, имеет большую доходность и связан с иными рисками. Поэтому иногда вы можете услышать, что классические туроператоры и MICE-компании говорят на разных языках. Деловой туризм — это, несомненно, перспективное направление туризма. Светлое будущее этой отрасли не вызывает сомнений благодаря смазыванию географических, культурных и экономических границ. Бизнесмены со всего мира все активнее ищут деловых партнеров и отдыхают за рубежом. Примечателен и тот факт, что в кризисные времена сфера бизнес-туризма страдает в меньшей степени, чем экономика в целом. В предстоящие годы развитие делового туризма будет происходить в условиях замедления мировой экономики. И на этом фоне ожидается и снижение темпов развития отрасли делового туризма. Тем не менее, общий уровень цен будет повышаться, опережая инфляцию. Чтобы познакомить вас с ключевыми тенденциями развития рынка во всех регионах мира, мы обратимся к исследованию консалтинговой компании Advito. Европа. В Европе, где спрос вырастет незначительно, авиабилеты подорожают на 2-3%. Однако здесь ситуация складывается под воздействием специфических факторов. Евросоюз принял директиву, в соответствии с которой авиационные перевозки были включены в национальную систему торговли квотами – теперь авиакомпании обязаны вносить плату за выбросы парниковых газов. Если возмущение перевозчиков не заставит власти пересмотреть решение, то авиакомпании, очевидно, постараются возместить свои затраты и введут дополнительные сборы. В соответствии с прогнозом, плата за выбросы составит 1,5 евро на коротких рейсах и 12 евро на трансатлантических рейсах. Таким образом, стоимость билета вырастет на 0,5%. Вместе с тем нужно заметить, что топливный и аэропортовый сборы влияют на цену гораздо сильнее. Так, общая сумма дополнительных платежей в Великобритании столь велика, что ставит по вопрос целесообразность покупки авиабилета. Весьма актуальным, отмечает Advito, будет раннее бронирование европейских рейсов, поскольку основной объем полетов будут совершать лоукостеры, не предлагающие выгодных корпоративных тарифов. Прогноз по отелям предполагает, что стоимость номеров увеличится на 2-4%. Например, размещение в Дании и Франции подорожает 4%, тогда как Испания, Италия и другие страны Южной Европы поднимут цены лишь на 1%. Цены на железнодорожные перевозки в 2012 году увеличатся на 3-5%, аналогичный рост прогнозируется и в 2013 году. Спрос на проведение мероприятий в регионе несколько убавился, хотя укрепление доллара по отношению к евро теперь делает Европу более привлекательным направлением для путешественников из США. Рост цен в данном секторе будет сравним с инфляцией. Северная Америка. Стоимость билетов на трансконтинентальные рейсы и в бизнес-, и в эконом-классах возрастет на 3%. Внутри региона бизнес-класс подорожает также на 3%, эконом – на 5%. Цена на внутренние рейсы в Соединенных Штатах повысится на 4-5%. Тем временем, слияние US Airways и обанкротившейся American Airlines, если оно все же произойдет, скорее всего не повлияет на стоимость авиабилетов до 2014 года. Расценки на проживание увеличатся на 6-7%, поскольку за последнее время в регионе появилось мало новых отелей. Цены на проведение мероприятий в следующем году будут расти быстрее, чем в этом. Более всего стоимость увеличится в мегаполисах наподобие Нью-Йорка, а также на самых престижных и дорогих направлениях. В секторе аренды машин, где наблюдается жесткая конкуренция, цены останутся на прежнем уровне. Однако в долгосрочной перспективе объединение Hertz и Dollar Thrifty может повысить стоимость их услуг. Латинская Америка. Оживленный спрос на услуги, который наблюдается в южном регионе, спровоцирует ощутимый рост цен. Средняя стоимость номера повысится на 8-14%, а в Бразилии – до 22%. Авиабилеты подорожают на 6-7%. Ближний Восток. Региональные и трансконтинентальные рейсы бизнес- и эконом-класса подорожают на 5%. Быстро развивающиеся авиакомпании Emirates, Etihad и Qatar осуществляют основной объем перевозок и, поддерживая конкурентоспособные цены, не позволяют конкурентам проникнуть на рынок. Расценки на ближневосточные отели увеличатся на 5-10%. Азия и Тихоокеанский регион. Рост инфляции увеличит стоимость билетов на 3-4%. Стоит отметить, что в регионе за последнее время появилось много бюджетных авиакомпаний. Стоимость отелей в 2013 году повысится на 5-8%, а в некоторых случаях еще сильнее. Например, развитие горной промышленности в Австралии вызвало всплеск интереса к стране у деловых туристов. Предполагается, что цена номера здесь вырастет на 12%. Россия. В 2011 году доля рынка бизнес-туризма составляет 18,1% от всего туристического рынка. В настоящий момент (2011) этот сегмент рынка оценивается в $6,5—7 млрд., в то время как, например, объем рынка IT-услуг — в $5,94 млрд.Прогноз на 2020 год — $18,4 млрд. при ежегодном росте на 5,9 %. По данным исследования Euromonitor International для международной туристической выставки в Лондоне World Travel Market, к концу августа 2012 годаРоссия занимала шестое место в мире по обороту в сфере MICE. Развитие рынка бизнес-туризма в России характеризуется устойчивым ростом цен уже не первый год. По оценкам статистических агентств ежегодный рост составляет в среднем 10%. Несмотря на неравномерное восстановление экономических отношений внутри страны, специалисты отмечают высокие шансы российского делового туризма на динамичное развитие. Одна из причин столь позитивных ожиданий – качественные преобразования рынка на фоне ужесточающейся конкуренции. Компании предлагают корпоративным клиентам все более грамотные комплексные проекты вместо стандартного набора услуг, например: сочетание конференции и поощрительной поездки, организация сценарных развлекательных программ, расширенное участие в выставках и конференциях, сопровождающееся сопровождающей программой встреч или обучающей программой. Негативным фактором развития рынка можно назвать его функционирование в условиях демпинга. Повысив контроль над денежными потоками, клиенты предъявляют и более жесткие требования к тендерам. Если раньше во главе угла было качество, то теперь – экономия (чем дешевле стоит услуга, тем лучше). При подготовке крупных мероприятий к тендеру привлекается большое количество конкурсантов. Стандартное вознаграждение агентств составляет 7-10%. Нередко компании идут на хитрость, чтобы получить перспективного клиента, снижая свое вознаграждение и до 2%, давая заниженные цены. Нередко такая демпинговая политика обращается для победившей компании убытками. И это, в свою очередь, большой риск для заказчика, который может столкнуться с понижением качества получаемых услуг. Поэтому корпоративным заказчикам по-прежнему приходится лавировать между ценой и качеством. Можно резюмировать, что культура взаимоотношений заказчиков и клиентов будет расти вместе с расходами на деловой туризм, что обещает светлые перспективы российскому рынку бизнес-поездок.

Хотите получать еженедельную подборку лучших материалов и ничего не пропустить? Подпишитесь!

Написать комментарий
Инсентив: и волки сыты и овцы… тоже! 24.07.13
Что такое инсентив? Насколько целесообразна организация поощрительных и стимулирующих поездок для корпоративных клиентов и их партнеров? В этой статье мы постараемся дать сжатые ответы на эти вопросы. Инсентив – это одна из форм бизнес-туризм...
Компания SOLBY стала членом ассоциации “Турпомощь” 24.07.13
Компания SOLBY стала членом Ассоциации Объединение туроператоров в сфере выездного туризма Турпомощь. Банкротство туристической фирмы не должно быть проблемой для туриста. К сожалению, человек, оплативший услуги отечественной турфирмы, все чаще...